За окном дождь, настроение неопределенное и потому хочу написать о лондонском метро. Момент самый подходящий, потому, что я так и не поняла до конца своего пассажирского к нему отношения.
Конечно, оно уважаемое - первое в мире, как никак с 1863 года бегают вагончики (Спайк должен был успеть покататься на нем еще будучи Уильямом (Уильям - в метро
, на полном серьезе!)).
Конечно, есть и неохваченные районы, Гринвич, например ( как же мне там понравилось! родные Ленгоры, Темза, как Москва-река - излучиной, только в два раза шире, темней и мрачней, и особый дух - университетский - на всем. Ладно, про Гринвич потом как-нибудь. Но там еще Катти Сарк в сухом доке прямо возле пристани! Мечта всей моей подростковой юности была увидеть этот парусник, романтичная! Увидела только кончики мачт - стоит за забором на реставрации. И еще два года доступ будет закрыт. Но я его почти у в и д е л а! ).
Но в целом, метро в Лондоне много. Около 300 станций.
Схема движения отличается от московской радикально. Она не радиально-кольцевая, а так сказать, линейная и напоминает сетку, покрывающую город. При первом взгляде кажется, что с любой линии можно попасть на любую же - столько пересечений и пересадочных станций. Но при посадке надо глядеть в оба: это у нас поезда ходят " в центр - из центра" и, главное - сесть в нужном направлении. Там у линии может быть два, а то и три хвостика- окончания , поэтому надо смотреть на перронное табло и надпись на головном вагоне - они указывают конечную станцию. Похоже на наши электрички, в общем. И также, как у электричек, есть зоны удаленности и цена проезда будет зависеть от покрытого расстояния. И билет надо засовывать в турникет дважды: на входе и на выходе. Средняя стоимость поездки - около полутора фунтов. Вообще-то, немало. Но есть проездные, что здорово облегчает жизнь.
Есть еще обычай закрывать на выходные целые ветки или отдельые станции, главным образом, в центре. Граждан преупреждают об этом заранее и многократно, дело это обычное для лондонцев и встроено, так сказать, в их повседневные привычки.
Во всех вагонах - бегущая строка для слабослышащих. И есть такой зверь, как лифт. Лифт из метро, вместимостью человек в сорок. Удобно, если ты с багажом и неклаустофоб. Альтернатива - выйти по лестнице, почти винтовой, довольно узкой и задрипанной. Есть в этом что-то очень уютное и домашнее - выходить из метро по такой, с виду почти секретной лесенке. Как из родимого подъезда. Читала также, что кое-где сохранились деревянные эскалаторы, но сама их не видела. Мне попадалиь обычные, из железа.
А, вообще, в метро чисто, нет торговцев и собак ( их, бегающих бесхозно, в Англии не видела вообще. Как и ничейных кошек. Все свободногуляющие котяры - при ошейниках, все - "чьи-то". Еще и за это Британию люблю.)
Это плюсы.
Но есть и минусы.
Сами лондонцы называют метро Трубой. И это она самая и есть: почти круглая в сечении, узкая (высота потолков раза в два меньше, чем в Москве), страшно извилистая и со скверной вентиляцией. Нет, конечно, есть станции, идущие и поверху, вроде наших Филей, и там, естественно, все в порядке, но когда ветка зарывается в землю...Именно в лондонском метро я обнаружила, что боюсь замкнутого пространства и узнала, что такое "не хватает воздуха" не в поэтическом, а в физиологическом, предобморочном смысле. Самом прямом. Возможно, поэтому в метро нет стариков - почти совсем (зато их много за рулем, и джентльменов, и леди, почти поровну).
Вагончики низкие и узкие. Мой двухметроворостый муж, не наклоняя голову, мог стоять там только строго посередине.
Достаточно многолюдно. И то ещё удовольствие - брести в густой толпе по очень узкому коридору, периодически превращающемуся в лестничные ступени, где и под ноги особо не посмотришь - тесновато. Ты - не в метро. Ты - червяк, ползущий по кишкам, или вода в водопроводе. В общем, что-то или сугубо медицинское, или промышленное. Такое возникало ощущение. И эти стены, до половины в скромненьком кафеле, как в больничной ванной, и низкий беленый потолок, и голые лампочки....Брррр
В общем, меня получасовая поездка в один конец выматывала больше, чем часовой пеший перегон. Мне в метро было категорически некомфортно. Возможно, это трудности привыкания после московского, которое я тоже не люблю за толчею и многолюдность, но там у меня нет чувства, что я в каком-то чреве и надо мной метров десять земли. Мне не тесно. А там было.
Справедливости ради скажу, что познакомилась я лишь с полутора десятком станций, от силы. А их около 300, как сказано выше. И аскетизм лондонского метро часто изумительно обыгрывался.
На Бейкер-Стрит, например, стены были облицованы маленькими плиточками с шерлокхолмсовским профилем, выполненным в технике "темный силуэт на белом фоне". Сотни Холмсиков - синих, черных, красных - в кепи, с трубкой. Рядами. Колоннами. Есть в этом что-то непередаваемо стебное: украсить станцию морем профилей литперсонажа, о которм сами англичане почти не знают. Над собой стеб, над заграничными фанами - слегка (для них, родимых, был сделан музей, где на всех экспонатах и ящиках надписи "Потрогай меня!", "открой меня!". И можно залезать в комоды, сидеть в креслах, бренчать химическими колбами и тыкать викторианской вилкой в викторианскую же тарелку (хотя, конечно, никакие они не викторианские, а поддельные, факт. Но это - подделка как в кино. По фиг). И, кстати, если уж речь о Холмсе: самый первый в истории фанф был написан именно к "Приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона", после того, как Конан Дойл умаялся отправлять его на пенсию и просто перестал о нем писать).
Другая станция, поразившая свои дизайном (её название не помню) была совсем в другом роде. Глубокая -глубокая, так, что эскалатор полз минут пять-семь, и , чтобы жизнь не казалась медом, все технологические конструкции, весь железобетонный многоэтажный скелет медленно проплывал по обе стороны мимо, так, что можно было увидеть - а на к а к у ю, собственно, глубину, ты забираешься вниз. Огромные железобетонные ячеи в стенах, как комнаты, с тусклыми пыльными лампочками, и всё под вуалью монтажной сетки. Вниз, вниз, вниз... У меня было чувство, что я попала в антиутопию, в будущее, в фильм про мир, в котором победили роботы, а люди ушли под земелю и готовят восстание.
Встречались и станции с росписями, и с барельефами на исторические темы. Разные.
И до сих пор пассажир, привыкший к комфорту, во мне брюзжит, разумный человек, понимающий, чего стоит устроить метро в таком древнем муравейнике как Лондон, помалкивает, а праздный турист восторгается и машет руками. Полный раздрай.
Я с удовольствием читаю такие воспоминания. Но получается метро в Лондоне начали строить аж в конце 19 века? Вероятно изначально это были просто туннели по которым ездили загородные поезда.
Прелесть, какая! Как же он был мил с дамами наверно. О прям сюжет для фанфа родился, жаль я не пишу...
Она не радиально-кольцевая, а так сказать, линейная и напоминает сетку
Как Питерское, да?
которое я тоже не люблю за толчею и многолюдность
Обожаю, метро... так терпение дрессирует, что, ах!
И до сих пор пассажир, привыкший к комфорту, во мне брюзжит, разумный человек, понимающий, чего стоит устроить метро в таком древнем муравейнике как Лондон, помалкивает, а праздный турист восторгается и машет руками. Полный раздрай.
Класс! Жду проду...